Ролевые игры. Легко ли быть родителями хоббита?
 

Автор: mosparents.ru

Ролевые игры – новое, необычное увлечение. Даже больше, чем увлечение: образ жизни, почти философия. Для многих родителей – не вполне понятная, чужая, неизвестная материя. Нечто связанное с тайной. Какая-то сила, которая заставляет еще вчера мирного, домашнего подростка покидать родной дом, чтобы поучаствовать в очередном сражении.

Многие родители считают увлечение ролевыми играми опасным, почти запретным. Так ли это на самом деле? О том, легко ли быть родителем почти настоящего хоббита, рассказывает журналист, мама сына-подростка Елена Куценко.


Во власти паники

Ролевые игры стали довольно распространенной молодежной субкультурой. Родители новоиспеченного хоббита или эльфа впадают в панику, особенно если это первый ребенок или если старшие уже миновали переходный возраст без особенных выкрутасов.

В этот момент ужасно хочется «сделать хоть что-нибудь», чтобы остановить, вытолкнуть из своей жизни это непонятное, определить причины: может быть, это мы в чем-то виноваты, если ребенок уходит из теплого дома в мокрый лес со щитом и мечом? И как себя вести с ним дальше?

Меня несколько лет тревожили эти вопросы. В поисках ответов я разговаривала с педагогами и психологами, подростками и взрослыми, которые организуют эти игры. Кое в чем, мне кажется, я немного разобралась.

Силовые методы отменяются

Помните, в мультфильме мама дяди Федора безнадежно кричит ему вслед: «Я тебя растила, ночей не спала, а ты… на электричках ездишь»? Так вот, событие уже произошло, ребенок вырос и демонстрирует это со всей очевидностью. Загнать его обратно в детство невозможно, и нет такой волшебной кнопки, чтобы все стало как раньше. Лучшее, что вы можете сделать, – это как можно более отчетливо оценить ситуацию и действовать в ней, стараясь не наделать ошибок. Разумеется, у каждого свои представления о том, что считать самым главным во взаимоотношениях с ребенком. Для меня и тогда, и теперь главное – сберечь понимание и доверие. Поэтому террор и радикальные запреты отменяются.

Строгость – очень соблазнительный метод воздействия: как-никак, подросток еще очень сильно зависит от нас. Но, во-первых, это, скорее всего, приведет к банальному вранью про «дачу приятеля», а во-вторых, вполне возможно, что он бежит из дома именно от обилия запретов и родительских наставлений.

Ликбез для непосвященных

Прежде всего, нужно хотя бы в общих чертах узнать, что такое игра, ведь непонятное пугает больше всего.

Ролевые игры – это не ноу-хау нашей эпохи поголовной инфантильности. Потребность в масштабной игре существовала всегда. Вспомните хотя бы «Зарницу», скомпрометированную своей обязательностью и милитаристским духом, или неизмеримо более уважаемую военно-историческую реконструкцию на Бородинском поле. Или даже картину Сурикова «Взятие снежного городка».

В нынешнем виде ролевая игра существует в России лет двадцать, со времен первых переводов книги Толкиена «Властелин колец». Постепенно тематика расширилась, и основой игры сейчас может стать историческое событие или целый период, книга, компьютерная игра – главное, чтобы это был целый мир, с определенными законами, правилами, укладом. Недаром все пошло с Толкиена, который заботливо придумал для своего мира все – от истории и подробных карт местности до языков, письменности и легенд разных народов.

Обычно игра начинается с идеи, вокруг которой собираются опытные, умелые игроки, так называемые мастера игры. Они должны придумать и понятно описать законы выбранного ими мира и всю организацию двух-трехдневного действа для нескольких сотен человек. Команда организаторов выбирает место, договаривается с местными властями, составляет распорядок, заранее объявляет возможные роли. Всю информацию вывешивают на сайтах. Например, календарь игр можно найти по адресу: http://www.alexander6.ru/. Очень много самой разнообразной информации на http://www.allrpg.info/. Полистайте их, не пожалеете: там есть и подробное описание стандартов на оружие, чтобы оно не могло нанести травм, и правила ведения боя, опять же, с длинными тщательными перечислениями – чего делать нельзя во избежание увечий. Кое-где даже можно найти санитарные требования к стоянкам и правила по организации полевых туалетов, а в конце игры предусмотрена «приемка стоянок». В грамотно организованной игре обязательно присутствие медика и машины на всякий (несчастный) случай.

Опытные игроки, сами уже ставшие родителями, понимают ваше беспокойство и советуют внимательно просмотреть сайт игры, на которую собирается ваш ребенок. И в первую очередь – правила безопасности. Чаще всего информация растолковывается тщательно и понятно. Вплоть до подробной схемы проезда, расписания местного транспорта, места и времени встречи.

Итак, все приехали и расположились. Мастера запускают игру. Как это делается, они сами объясняют не очень понятно для непосвященных, но если интересно, можно посмотреть заметки по теории и проблематике игры, например, здесь: http://www.skady.narod.ru/ludi/.

Первый опыт свободы и ответственности

Сама игра – это кусочек жизни, прожитый в «маске» персонажа. Роль, интенсивность событий, характер деятельности персонажа зависят от выбора игрока. Можно стать злобным орком и на всех нападать, можно открыть трактир, через который пройдет множество персонажей, или побыть знахаркой в избушке на отшибе. Бурная игровая жизнь полна «опасностей»: можно «заболеть», быть «раненым» или «убитым» – в строгом соответствии с правилами. Например: «Раненый, которого не лечили, через 15 минут превращается в тяжелораненого, а через 20 – в убитого. Самому себя перевязывать запрещается». Или: «Если ты собрался поесть в трактире, а тебя убили, значит, тебе не повезло: никаких разговоров типа «сейчас поем и пойду». Все оставляешь и идешь в "мертвятник"» (это такое место, куда отправляются все «убитые», на какое время – тоже определяют правила).

Жульничество (читерство) обесценивает удовольствие от игры, поэтому не практикуется. А вот добровольное и добросовестное выполнение правил педагоги в один голос называют одним из позитивных воздействий игры. Во время поединка участник сам решает, попал ли в него противник. Это первый для подростка опыт свободы и ответственности. По словам одного из мастеров (кстати, школьного учителя), игра дает практику выбора, взаимодействия, столкновения с другими людьми. И, что очень важно, этот опыт приобретается в безопасной ситуации.

Обсуждение – часть процесса

Наверное, до конца понять, что такое игра, можно только поучаствовав в ней. Или хотя бы понаблюдав изнутри. Если очень хочется и вы готовы выдержать лишения жизни под открытым небом, намекните об этом ребенку. Не настаивайте и не обижайтесь, если он не поддержит вашу идею. В конце концов, это им открытое пространство. Да и не в каждой игре гости придутся кстати. Там же, где предусмотрен статус гостя, это тоже не означает, что вы сможете бегать за своим чадом с бутербродом и носовым платком. В одной игре гостям, например, предлагается изображать прокаженных – видимо, чтоб ходили кучкой в отдалении и не встревали куда не надо. К одежде никаких требований – какой спрос с прокаженных, – а вот фото- и видеоаппаратуру просят тщательно маскировать, чтобы не искажать игровой интерьер.

К костюмам и атрибутике, кстати, требования бывают на редкость строгие. В установочной информации даются подробнейшие описания костюмов, особенности кроя, тканей и отделки, тончайшие различия одежды, предназначенной для разных сословий, возрастов и социальных групп. Как раз при изготовлении костюма, украшений или оружия у вас есть хороший шанс оказать ребенку помощь в том, что для него действительно важно. Поработать с ним вместе или даже под его руководством. Только не попрекайте потом и не торгуйтесь: «Я тебе плащ раскрою, а ты ведро вынесешь». Покажите пример бескорыстного сотрудничества.

Выход из игрового мира оформляется специальным образом. В частности, все желающие могут принять участие в обсуждении непосредственно после игры и рассказать о своих впечатлениях и замечаниях, а потом еще и написать на сайт. Опытные мастера и хорошие учителя вам скажут, что такое обсуждение может дать личности мощный развивающий эффект: участник игры рассказывает, что он делал, на основании чего принимал решение, что чувствовал.

Если у вас с ребенком доверительные отношения, можно продолжить процесс послеигровой рефлексии дома. (Только если вам правда интересно! А ребенок охотно рассказывает!) Для того чтобы опыт стал осознанным, можно, например, спросить о неудачных, на его взгляд, моментах: как бы он поступил, если бы можно было все вернуть назад и переиграть.
Притяжение игры

Чем же так манит игра наших детей? Резюмируя многочисленные и многословные ответы педагогов, психологов, игровиков, можно сказать: романтикой, общением, принадлежностью к сообществу, которое выбрал сам. В самом деле, какой девочке не хотелось хоть минутку побыть принцессой, и кто из мальчишек не представлял себя храбрым рыцарем? В игре это вполне возможно. На самом деле у взрослых, читающих любовные романы и смотрящих мелодрамы, в организме не хватает того же романтического витамина. Только они предпочитают поглощать его, сидя на диване, а дети шьют костюмы, берут рюкзаки и отправляются на игру.

Есть и еще одна причина, уводящая в мир игры. Мы, взрослые, притерпелись, а детям тяжело осваиваться в мире, где многие говорят одно, думают другое, а делают третье. Увлечение игрой свидетельствует о потребности ребенка выстроить понятный гармоничный мир: вот свои, вот враги, и никто не меняет правил по своему произволу.

Ну и, конечно, круг общения, сообщество, где тебя понимают, и ты пользуешься честно завоеванным авторитетом. Это особенно важно для тех, у кого не складываются отношения в классе или во дворе – то есть там, где он не выбирает группу, а приходит в уже сложившуюся. И где его оценивают за те качества, которые ему могут быть безразличны. В игровом же сообществе, как и в любом другом, которое он выбирает сам, подросток разделяет с окружающими действительно важные для него ценности.


Кто в это играет?

По сравнению с представителями других молодежных субкультур ролевиков довольно много, да и внимание они привлекают больше своим вызывающе нестандартным видом. Поэтому вокруг ролевого движения возникло немало страшилок и мифов. Некоторые придуманы и поддерживаются пугливыми педагогами и родителями, другие старательно тиражируют СМИ. Я и сама последовательно перебоялась по поводу каждого.

Итак, самый распространенный миф повествует о том, что на ролевых играх собираются сплошь маргиналы и «недоигравшие» в раннем детстве. Одним словом типы, у которых проблемы с социализацией или с психическим развитием. Возможно, такие там тоже есть. Даже наверняка. А вы знаете, где их нет?

Для прояснения ситуации сошлюсь на исследование костромских педагогов, проведенное на фестивале «Зиланткон»: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/31/2/1.

Исследование довольно объемное, и не всякая птица долетит до середины… Поэтому приведу короткие выдержки. В анкетировании приняли участие 204 человека из различных городов России.

Юношей в выборке было 65%, а девушек, соответственно, 35%. Более половины участников опроса (55%) отметили свой возраст в интервале 17–22 года, значительную часть выборки (примерно четверть) составили люди, чей возраст колеблется от 23 до 30 лет.

Более половины (57%) респондентов живут выше прожиточного минимума.

Большое количество участников опроса (26%) трудятся в промышленности. Чуть меньшая часть опрошенных (24%) работают в области образования или обучаются по соответствующему направлению.

Достаточное количество участников (19%) ролевого движения – бизнесмены и частные предприниматели. Десять процентов ролевиков – люди свободных профессий (журналисты, музыканты, художники). Их картины, скульптуры, украшения и бижутерия, игровые костюмы изготавливаются на высоком профессиональном уровне, отдельные экземпляры могут быть названы произведениями искусства.

Как видите, ваш ребенок оказался не в самой плохой компании.

Чего боятся родители

Самый тяжеловесный аргумент в пользу мифа о маргинальности – рассказ о тех, кто совсем ушел в сказочную реальность. Такие и правда есть. Они продолжают изображать своего персонажа и в обычной жизни. За что в игровом сообществе их обидно называют «эльфами по жизни» и «дивными». Их немного стесняются и говорят о них неохотно. То есть среди игровиков (как, впрочем, и среди остальных людей) нормой считается отчетливое понимание, где проходит граница между жизнью и вымыслом.

Очень хорошо понимаю и опасения родителей по поводу возможных травм и несчастных случаев. Да, они бывают. Так же, как и под боком у бабушек, вожатых, воспитателей, семи нянек… Просто вашу тревогу усиливает то обстоятельство, что ребенок впервые! один! поехал неизвестно куда!

Но, увы, он бы все равно рано или поздно поехал без вас. Все равно куда: на дачу, в поход, в другой город. Как показывает практика, ощущение ответственности за себя или тем более за других удивительно меняет человека. Уверяю вас, что если бы вы (как я однажды) случайно могли заглянуть на стоянку, то не узнали бы своего вечно опаздывающего растяпу в собранном и ответственном костровом.

К сожалению, эти прекрасные качества не всегда сохраняются при возвращении домой. Думаю, что домашняя обстановка автоматически возвращает в состояние ребенка, который привык, что о нем заботятся.

В поисках позитива

Конечно, «лучше бы он готовился к ЕГЭ», но, что делать, он увлекся играми. Попробуйте и тут найти положительные моменты, чтобы не раздражаться самому и не пилить ребенка.

Во время подготовки и участия в игре ребята приобретают множество полезных для жизни навыков. Например, туристических: поставить палатку, разжечь костер, сохранить вещи и одежду сухими во время дождя. В походной жизни, где подросток сам за себя отвечает, быстро усваиваются и правила личной безопасности. Даже такая мелочь, как одежда по погоде, становится естественной. Хотя дома это было предметом бесконечных споров с вами.

Если вы хотя бы бегло посмотрели ролевые интернет-ресурсы, то представляете, сколько внимания уделяется антуражу: одежде, оружию, украшениям. Изготовление всего этого потребует от вашего ребенка невиданной работоспособности, точности, аккуратности. Одним словом, для того чтобы соответствовать, ему придется немало потрудиться и многому научиться, в частности, освоить ремесла.

В игровом сообществе всячески приветствуются литературные тексты и музыка. Не говоря уже о том, что игры зачастую делаются по книгам, то есть там собираются люди читающие.

Поскольку каждая игра наполнена ситуациями взаимодействия с партнерами, противниками, мастерами, быстро и естественно нарабатываются коммуникативные навыки – те самые, которые так безуспешно пытается развить школа. В игре есть место и для организаторской деятельности.

Исторические игры дадут участнику столько интереса и живых знаний об эпохе, что никакому учебнику не снилось. В хороших клубах на привлекательную игровую основу нанизывают приличный исторический и культурологический материал. Скажем, творческий клуб МГУ(!) «Золотые леса» (http://www.goldenforests.ru/) предлагает желающим лекции, тренировки, творческие вечера.

Для некоторых ребят игра становится чуть ли не единственным местом, где они получают признание, чувствуют успех. Это особенно важно для тех, у кого в школе и во дворе с лидерством не складывается. Да и мы, родители, иногда бываем скупы на похвалу и неумеренны в стремлении одернуть, приструнить. А ведь в подростковом возрасте это крайне необходимо – знать, что тебя уважает и ценит твое окружение.

Часто игровиков обвиняют в уходе от социума. Но на самом деле это огромный дополнительный круг общения. Ваш ребенок приобретает множество знакомых, которые, например, помогут в поисках работы. Учитывая реалии современной жизни, это немаловажно.

Вы, наверное, уже поняли, что список как плюсов, так и минусов можно продолжать довольно долго, был бы соответствующий настрой.

Игровая тусовка – это, конечно, не институт благородных девиц, но и не секта или скинхедское сборище. Отнеситесь к увлечению своего ребенка спокойно, а к нему самому – с доверием.