МФ,общение и полезная информация для всей семьи

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



В первый класс! А куда

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В первый класс! А куда
Ребенку исполнилось 6 или 7 лет. Пора в школу. Но какую? "В самую лучшую!.." - утверждают многие родители. И теряются
Возможные варианты

Школы, которая была бы одинаково хороша для всех, не существует. В каждой семье - свои приоритеты. От "без знания иностранных языков сегодня - никуда" до "не навредить бы здоровью". В любом случае перед родителями появляется большое количество вопросов. Вот самые распространенные.

Частная школа или государственная? Преимущества первой очевидны: в классе не более десяти человек. Индивидуальный подход к детям. Комфортные условия учебы, прогулки, абонементы в бассейн Недостатки: стоимость обучения для большинства очень высока, а энная сумма не дает гарантии качественного образования. Поэтому, вне зависимости от цены, обращаться следует в школы, которые работают достаточно долго, и хорошо себя зарекомендовали.

"Просто школа" или прогимназия? По сути, этот выбор - вопрос родительского честолюбия. Деление на гимназии, лицеи и прочее начинается не раньше 5 класса. В начальной школе программы обучения различаются незначительно. Будьте готовы и к более высоким и неизбежным финансовым "сборам", чем в обычной школе.

Технический или гуманитарный уклон? Углубленное изучение отдельных предметов специализированных дисциплин преподаются в основном в средних и старших классах, за исключением учебных заведений с языковым "уклоном". Если вы уверены, что ребенок будет учиться в этой школе все 11 лет, тогда вопрос имеет смысл. Если нет, можно пока не заострять на нем внимания.

Нужны ли педагогические новации? Многие школы, особенно частные, используют авторские методики - вальдорфскую, Эльконина-Давыдова и др. Как и во всем, здесь есть свои достоинства и недостатки. Попросите, чтобы вам о них подробно рассказали: не исключено, что вашему ребенку лучше учиться по традиционной системе.
Как далеко от дома?

Если вы только начали подбирать школу, учтите: времени осталось мало. Запись в первые классы начинается с 1 апреля! В хороших учебных заведениях в течение первой недели (если не 3-4 дней) классы могут оказаться уже заполненными. Конечно, в школу, к которой ребенок "приписан" по месту жительства, можно зайти и в конце лета: вас не имеют права туда не принять. Но далеко не для всех расположение "во дворе" - значимый критерий выбора.

Марина Светлова, мама ученика 2 класса: "Поначалу мы с мужем считали, что сын будет учиться только недалеко от дома. Зачем мучить маленького ребенка? Тем более в нашем микрорайоне четыре школы. Неужели среди них не найдется хорошей? Не хочу вдаваться в подробности, но при посещении все произвели крайне негативное впечатление. По разным причинам. Пришлось расширить радиус поиска. Нашли хорошую прогимназию. Но опоздали. Все места оказались уже заняты. В итоге, пришлось идти не в ту школу, которая понравилась, а куда взяли, потом переводиться. В общем, сплошная головная боль".
Встречают по одежке

По словам учителей, родители будущих первоклассников совершенно по-разному относятся к состоянию школьных помещений. Одни первым делом выясняют, насколько чисто в классах, коридорах, туалетах. Другие считают этот момент второстепенным: лишь бы учили хорошо.

Янина Герц: "Я не понимаю людей, которые уходят из сильной школы из-за облупившихся стен. Разве это важно? По-моему, такое состояние здания говорит только о том, что здесь работают бессеребренники, а не рвачи. Выбирать надо не внешний вид, а учителя".

Мария Баганова: "Несмотря на многочисленные положительные отзывы, я не отдала дочь в школу, увидев "поехавший" фундамент, потрескавшийся потолок класса, поломанную мебель. Чему хорошему могут научить в "сарае"? Не зря говорят: театр начинается с вешалки".

Сколько людей - столько мнений. Выбирая школу, лучше придерживаться "золотой середины". Если речь идет о государственном учебном заведении, на евроремонт в классах рассчитывать, конечно, не стоит. Но явная антисанитария (например, разбитые унитазы и сломанные краны в туалете - бывает и такое) недопустима.
Кто будет учить?

Важно, чтобы будущий педагог понравился не только вам, но и будущему ученику. Обязательно пообщайтесь с ним, спросите о детях, которых учил. Обратите внимание на то, как он о них отзывается.

Как точно заметила И.А. Родькина, психолог прогимназии 1758, в наше время не принято унижать детей, поднимать их на смех. Настоящий профессионал никогда не покажет личного негативного или наоборот, излишне позитивного отношения к конкретному ученику или к его родителям".

Не стоит отдавать ребенка в школу, где учителя вынуждены подменять друг друга из-за нехватки кадров, или педагогикой занимаются случайные люди без специального образования. Не стесняйтесь спрашивать. Если администрация школы отказывается отвечать или делает это уклончиво, лучше туда не ходить. Не исключено, что с педагогическим составом в коллективе полный порядок. Но отказ откровенно говорить на такие темы должен насторожить.
Немаловажные детали

Непременно поинтересуйтесь, как решается вопрос с питанием. Есть своя кухня или еду привозят в готовом виде? Имеет значение, что дают детям на завтраки. В одной школе кормят, например, кашой или сосисками с горошком. В другой - стаканчиком йогурта и булочкой. Для детей с ослабленным здоровьем предпочтительнее полноценный горячий завтрак. Но отказываться от хорошей школы только потому, что его не могут предложить, не стоит. В конце концов, сейчас многие проблемы решаются силами родительского комитета.
Проверка по дороге в школу

Вы остановили свой выбор на нескольких учебных заведениях. Пора записываться на собеседование. Этой процедуры бояться не надо. Мнение, что оно проводится для отсеивания бездарных детей, ошибочно. Согласно действующему законодательству общеобразовательные школы не имеют права проводить какой- либо отбор. Тем более, когда в ней есть свободные места, администрация не вправе отказать поступающим.

Тестирование имеют право проводить только школы со специальным статусом, имеющие лицензию на определенный вид образовательных услуг. К их числу относятся школы-лаборатории, школы с углубленным изучением иностранных языков, школы, работающие по программе "одаренный ребенок".

В любом случае: собеседование или тестирование должны проходить в присутствии родителей. В противном случае - налицо грубое нарушение со стороны администрации.
Куда жаловаться

Если вы считаете, что во время приема ребенка в первый класс, администрацией школы были нарушены его права, вы можете подать жалобу в Окружное Управление Комитета Образования по месту нахождения школы или в Департамент образования.

Подготовьте документы заранее
Заявление (пишется в школе)
Свидетельство о рождении ребенка + копия
Паспорт одного из родителей
Медицинская карта

Почти во всех школах настаивают, чтобы родители принесли подлинник и копию медицинского страхового полиса. Его отсутствие не может служить основанием для отказа в приеме ребенка.

Даже если у вас нет полного списка документов на руках, вы все равно можете начать оформление. Достаточно написать заявление. Остальные документы донесете потом.
Что должен уметь без пяти минут первоклассник
Читать. Детям, которые знают только буквы или читают по слогам, очень трудно. Конечно, их научат читать, но Обучение в начальной школе может вестись по различным программам. Основных - четыре: традиционная, программа Эльконина - Давыдова, программа Занкова и программа "Школа 2100". Программа Занкова - самая что ни есть развивающая и опережающая, т.е. сложная. Предполагает, что ребенок очень хорошо подготовлен. В первую очередь он должен бегло читать и понимать прочитанное. Программы Эльконина-Давыдова и "Школа 2100" тоже развивающие. Не умеющему читать ребенку обучаться по ним будет сложно. Традиционная программа в принципе рассчитана на не умеющих читать. Но сколько времени, сил, нервов потратит ребенок на то, чтобы прочитать, например, задание по математике!
Считать. До десяти в прямой и обратной последовательности. Если ему предстоит обучаться математике по развивающим учебникам Л.Г. Петерсон или Л.Г. Занкова, лучше до поступления в школу иметь представление о сложении и вычитании.
Письмо. Уметь писать не обязательно (разве что, печатными буквами). "Ставить руку" ему будет профессионал. Хорошо, если у ребенка развита зрительно-моторная координация и мелкая моторика (мелкие движения пальцами рук). От этого зависит не только почерк, но его умственное и психическое развитие.
Знания об окружающем мире. Обязательно знать времена года, чем весна отличается, например, от лета, дни недели, месяцы года. Уметь рассказать о домашних и диких животных. Как его фамилия, имя, отчество, как зовут родителей, где они работают, домашний адрес. Чем он любит заниматься, в какие секции и кружки ходит. Обязательно зададут вопрос: "А зачем он, собственно, пришел в школу?"
Психологическое тестирование. Если в школе есть психолог, он присутствует на приемной комиссии. И постарается, используя различные тесты, проверить интеллектуальное развитие ребенка. Чаще всего это: тест Векслер (слуховая память), тест Керна-Ирасека (умственное развитие, речь, умение выполнять требования учителя, навыки рисования), внимательность проверяется тестами: "Найди отличия", "Корректурная проба". Очень часто используется графический тест Эльконина, с помощью которого также проверяются внимательность, ориентирование в пространстве листа, понимание и выполнение инструкций.
Педагогические штампы

Что можно услышать от педагогов о детях после собеседования? Как реагировать? Принять к сведению, проверить, но ни в коем случае не впадать в панику. Вы знаете своего ребенка лучше, чем самый высокопрофессиональный педагог, пообщавшийся с ним всего несколько минут.
"Уровень интеллекта ниже среднего". На самом деле, за короткое время общения нельзя с точностью установить, каков интеллект ребенка. Этот вердикт означает лишь то, что ребенок не справился с заданием на формальную логику.
"Плохая память". Типичное задание: учитель называет десять слов и через небольшое время просит повторить их. Ребенок вспоминает всего лишь два-три. Но зачастую дело не в памяти, а в рассеянности, характерной для семилеток.
"Плохая дикция, нарушение фонетического слуха" встречается сплошь и рядом. Позаниматься с логопедом, конечно, не помешает. Достаточно веская причина, чтобы не поступать в языковые школы, особенно английские и французские, так как у этих языков фонетика отлична от русской. Но не для обычной школы.

Мария Гречко, Журнал "Куда пойти учиться", 9 от 07.03.2005 г.

0

2

Школа вашей мечты или как выбрать школу
   Каждый нормальный родитель мечтает о том, чтобы отпрыск учился у квалифицированных и не замученных нуждой учителей, чтобы дурно воспитанные сверстники не макали его головой в унитаз, чтобы школьные завтраки были вкусными и чтобы по окончании одиннадцатого класса умный, здоровый и счастливый ребенок без проблем поступил в престижный вуз.

   Поэтому разумный родитель не спешит отправлять свое чадо в сероватое трехэтажное здание в форме буквы "Н", расположенное в пяти минутах ходьбы от дома, а стремится подыскать заведение поприличнее, даже если ради этого придется ежемесячно вынимать из "кубышки" сотню-другую "зеленых", а ребенку - ежедневно мотаться за знаниями на другой конец города. Если ваши желания совпадают с вашими возможностями (материальными), а также с возможностями ребенка (физическими, умственными и проч.), остается лишь сделать выбор.
В Москве есть несколько сотен школ, имеющих хорошую репутацию, и главная проблема состоятельного родителя зачастую сводится к выбору между государственным и частным сектором.
Частные школы, официально именуемые негосударственными образовательными учреждениями (НОУ), существуют в России с 1992 года. В Москве таких более 200 (почти треть всех российских), большинство имеет госаккредитацию, то есть право выдавать аттестат государственного образца. Считается, что наличие аккредитации - главный критерий, позволяющий "отсечь" заведомо слабые учебные заведения. В большинстве случаев это действительно так, однако есть исключения. Например, знаменитая Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Юрия Шичалина до сих пор не аккредитована, а ее популярность в интеллигентской среде исключительно высока (дети сдают выпускные экзамены в государственной школе, и не было случая, чтобы кто-то остался без аттестата).
     Качество образования в частных школах не всегда на высоте - директора государственных школ любят рассказывать, как к ним переводятся пятиклассники-отличники из НОУ, не умеющие писать и читать. Конечно, среди частных школ попадаются такие, где главная забота директора - содрать с родителей побольше денег. В этом случае учителя стараются не научить и воспитать ребенка, а сделать его детство максимально счастливым. Часто родители восхищаются индивидуальным подходом частных школ - дескать, как здорово, что в классе два-три ученика! -забывая о том, что ребенок нормально развивается лишь в полноценном коллективе (скажем, в школе ¥"Премьер¥" считают, что оптимальная наполняемость класса - 15 человек). Но есть и такие частные школы, где делают все возможное для того, чтобы и научить ребенка, и сформировать его личность. Залог успеха - материальная база, достойная зарплата учителей, нормальные условия для отдыха и занятий спортом. Наличие дополнительных услуг, в том числе индивидуального питания, школьного автобуса и проч., зависит оттого, сколько вы готовы платить. Диапазон цен в частных школах - от $200 до 2 тыс. в месяц, причем самая высокая цена вовсе не означает самое высокое качество.
     Один из плюсов школ государственного сектора, несомненно, в том, что ни при каких обстоятельствах не возникнет проблемы с выдачей госаттестата. К тому же ребенка вряд ли кто-то будет гладить по голове, если он не дотягивает до требуемого уровня. У хороших государственных школ более давняя история, чем у частных, и, следовательно, более богатые традиции. В конце 80-х - начале 90-х годов многие из них стали называться лицеями, гимназиями, а некоторые даже поменяли номера в соответствии с новой классификацией (например, 67-я школа на Кутузовском проспекте стала 1567-й). На сегодняшний день внутри государственной системы сложилась каста привилегированных школ, дающих действительно хорошее образование: чаще всего они называются гимназиями и лицеями. Главное отличие лицея от гимназии - наличие связи с вузом, для которого старшие классы становятся эдакой ¥"нулевой¥" ступенью (для гимназии связь с вузом необязательна).
     О качестве образования в государственной московской школе кое-что может сказать ее номер. Если четырехзначный номер школы начинается с цифры 12, 13, 15 и в некоторых случаях с 16, туда очень трудно попасть, и к качеству образования ни родители, ни дети претензий обычно не имеют. Большинство таких школ находится на особом счету в Минобре: их в первую очередь оснащают компьютерной техникой и учебным инвентарем, учителя получают солидные надбавки к зарплате. В привилегированных школах, как правило, развиты "платные образовательные услуги" (довесок к базовой программе) и здесь можно встретить многие атрибуты жизни частных школ: от восточных единоборств и предмета "Социономика" до евроремонта и директорского "мерседеса".
     За четырехзначным номером, начинающимся с цифры 12, обычно скрывается языковая спецшкола. Если номер начинается с цифры 15, эта школа инновационная (экспериментальная). Цифрой 16 обозначают УВК - учебно-воспитательные комплексы, состоящие из детского сада и школы, но престижными считаются лишь те УВК, которые по статусу приравниваются к инновационным школам (например, знаменитый УВК "Созвездие" в Орехово-Борисове для одаренных детей). Школы с четырехзначным номером "13**" могут быть как государственными, так и частными (номер в последнем случае существует лишь де-факто). На закате перестройки в Москве было открыто около двадцати частных школ, имевших статус общественно-государственных, и их номера начинались с несчастливого числа. После принятия закона об образовании 1992 года некоторые из этих школ получили статус НОУ, остальные перешли под крыло государства. Из числа государственных "13-х школ" образцово-показательным считается     Культурологический лицей 1310: базовая учебная программа обрастает множеством нетрадиционных дисциплин, и преподают здесь известные ученые-гуманитарии из вузов и академических институтов. В огромном здании лицея в Перово московское правительство сделало евроремонт.
     Директора частных школ порой говорят, что их контингент - ученики, от которых государственная школа давно отказалась. Это не совсем так: родители зачастую отдают туда вполне благополучных детей, будучи твердо уверены в том, что лишь платное образование бывает качественным. В частной школе - в зависимости от цены - учатся дети из строго определенного социального слоя. Поэтому плохо обеспеченной семье не стоит залезать в долги, чтобы отправить ребенка в дорогую частную школу: без "родных" джинсов Levis, кроссовок Reebok и впечатлений от отдыха на Канарах он будет чувствовать себя гадким утенком. Опасность частных школ заключается в том, что с помощью толстого папиного кошелька за одной партой с утонченным и развитым ребенком может занять место банальный дворовый хулиган или малолетний рокер, чьи интересы ограничиваются мотоциклами, пивом в подворотне и песнями группы "Кирпичи". Если вы можете позволить себе платить за обучение и обеспечивать чадо всем необходимым, опасайтесь попасть в новорусский лицей (см. передачу "Джентльмен-шоу"). Если в школе разрешают пользоваться мобильными телефонами на переменах, и тем паче на уроках, качество образования там всегда будет хромать. В то же время в Москве нетрудно отыскать частную школу, где сильна ¥"воспитательная составляющая¥" учебного процесса: от учеников требуют безукоризненного поведения, и нарушения дисциплины, в том числе "пальцовка" перед учителями, чреваты немедленным отчислением.
Контингент престижных государственных школ неоднороден - здесь есть и дети преуспевающих родителей, и отпрыски средней интеллигенции, и "самородки" из рабочих семей. Всех их объединяет наличие недюжинных способностей, в противном случае осилить программу невозможно. Учителя таких школ редко сталкиваются с отсутствием культуры поведения и вообще с проблемами дисциплины. Правда, тот же недалекий рокер или хулиган имеет шанс очутиться здесь, если не слишком порядочный директор получил на лапу от его папы. Однако такие "кадры" в хороших школах задерживаются недолго - в коллективе они быстро становятся чужаками. Да и преподаватели вряд ли будут "натягивать" оценки закоренелым "двоечникам".
Как показывает практика, особо взыскательному родителю трудно найти подходящую школу. Бывает, что капризному ребенку не нравится ни там, ни тут, ни где-то еще, потому что вообще не нравится учиться (даже если есть способности). Эта проблема особенно остра в негосударственном образовательном секторе: порой встречаются несчастные дети, за пару-тройку лет поменявшие несколько учебных заведений, но так и не нашедшие школу своей или родительской мечты.
Критериев, определяющих выбор школы, очень много, и каждый родитель формулирует их, исходя из собственных представлений о том, каким должно быть образование. На наш взгляд, если ваш ребенок здоров, если он вундеркинд или хотя бы проявляет способности и интерес к наукам и искусствам, не раздумывая ведите его на вступительные экзамены в хорошую государственную школу: лицей или гимназию, обычную или языковую, специализированную или инновационную... Престиж выбранного заведения подтвердит народная молва и показатель конкурса прошлого года. Спонсорская помощь или даже взятка, которую от вас наверняка потребует директор, вряд ли превысит разумные пределы, так что качество образования не влетит вам в копеечку. Ежемесячные взносы (если они вообще есть) на "дополнительные образовательные услуги" в государственных школах, как правило, не превышают сорока-пятидесяти "зеленых" в месяц.
Если же ребенок не выдерживает большие нагрузки, если мотивация к учебе оставляет желать лучшего, если он плохо уживается с коллективом, если ему необходим индивидуальный подход, если вы хотите, чтобы условия учебы были комфортными, отдавайте его в частную школу. Если позволяют средства, лучше выбрать школу средней руки (до $1 тыс. в месяц), не имеющую репутации пресловутого новорусского лицея. Хороший показатель для частной школы - наличие конкурса и, следовательно, вступительных экзаменов: в этом случае есть гарантия, что критерием избранности ее учеников будут не только родительские деньги.
И в первом, и во втором случае предпочтительно выбирать школу по рекомендации знакомых, мнению которых вы доверяете. Даже если спустя четверть-другую ребенка оттуда выгонят, или он сбежит, или вы захотите забрать его сами, не отчаивайтесь. Объявите вашего советчика козлом отпущения и начинайте поиски снова.
Автор статьи:

Евгений Скворцов

Источник:

Обучение.ру

0