Процесс экономического воспитания детей достаточно трудоемкий и долгий, он требует от взрослых определенных эмоциональных, интеллектуальных и личностных «инвестиций». И прежде чем приступать к нему, задумаемся, какое вообще значение имеют деньги для нас и наших малышей.
Деньги и дети:кто кем управляет?

На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние еще до того, как те научаются их считать. И, чем меньше кроха, тем он больше подвластен силе денег. Скорее даже не денег как таковых, а своих потребностей и фантазий, средством реализации которых является родительский кошелек. Отсюда и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить или взять без спросу деньги и израсходовать их не по «назначению». В больших городах быстро потратить любую сумму денег ребенку не составит никакого труда.

Мегаполисы буквально вытягивают их из больших и маленьких горожан широко развитой индустрией развлечений, ориентированных на различные возрастные группы. А специальные рекламные акции призваны целенаправленно формировать моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Но с помощью денег дети стремятся реализовать не только свои сугубо материальные потребности. Когда они взрослеют, деньги становятся барометром собственной значимости и самоуважения. Дети с деньгами пользуются популярностью и уважением у своих сверстников, особенно если ничем другим похвастать не могут. Так деньги начинают управлять отношениями во дворе, на детской площадке, а потом и в школьном классе.

Обычно ребятишки рано осознают, что за деньги можно купить все, что им так желанно, — игрушки, сладости, развлечения, друзей и славу. И лишь гораздо позже они приходят к осознанию того, что деньги имеют свойство заканчиваться, быстро расходоваться, исчезать. Это открытие может сделать их еще более зависимыми от денег или подтолкнуть к более разумному обращению с ними. Первый путь ведет к полному подчинению своего разума деньгам.

Второй путь открывает перед ребенком новые возможности самостоятельного управления как деньгами, так и собственными потребностями. Это дорога, которую выбрали многие миллионеры задолго до того, как заработали свой первый миллион.
Карманная бухгалтерия

Как же изменить отношение детей к деньгам и научить их ими разумно распоряжаться? Считается, что способность разумно управлять своими финансами у взрослых напрямую зависит от опыта распоряжения карманными деньгами в детстве. Можно с уверенностью сказать, что карманные деньги — один из важнейших способов обучения малышей азам финансовой грамоты.

Однако практика выдачи карманных денег может стать бесполезной или даже навредить. Так происходит, если родители не соблюдают ряд условий. Это подметили детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор в книге «Дети и деньги». С их точки зрения, выдавать детям карманные деньги можно только лет с 6—7. При этом желательно договориться с ребенком о том, на какие расходы предназначены средства (обед в столовой, походы с друзьями в кино, мелкие покупки и т. д.). Малышам «выплаты» можно производить еженедельно, а подросткам психологи рекомендуют давать определенную сумму раз в месяц. Такой график должен быть неизменным и не зависеть от поведения и оценок малыша или настроения его родителей.

Если ребенок быстро потратит полученные деньги, не спешите пополнить баланс. Так он скорее научится планировать бюджет и более целесообразно распоряжаться деньгами. Родителям не следует навязывать ребенку «статьи» расходов. Смысл карманных денег в том, чтобы малыш научился ими разумно распоряжаться и тратить по собственному усмотрению. Хотя делать это умеют даже далеко не все взрослые. Так, примерно 81% американцев, по данным статистики, утверждают, что не умеют правильно распоряжаться своими деньгами. Но все 100% родителей считают, что они дают детям деньги таким образом, чтобы те могли извлечь из этого какой-то урок! О каких же уроках может идти речь, если родители платят ребенку за прочитанную книгу или обещание вести себя прилично в общественном месте! Не превращают ли они семейные отношения в финансовые, когда покупают любовь и послушание детей за деньги, а те успешно торгуют своими чувствами и обещаниями?

Исследования показывают — если в личные отношения привносится рыночный оттенок, это способствует развитию эгоизма у участников общения и выводит их отношения на более поверхностный уровень.

Удивляет и то, как некоторые родители пытаются научить чему-то своих детей, когда с помощью карманных денег намеренно подчеркивают перед ними свою значимость. Давая ребенку деньги или отнимая их у него за какую-то провинность, они словно говорят ему: «У нас есть все, а у тебя нет ничего! Здесь мы главные, и мы платим за тебя, а значит, мы решаем все, а ты не решаешь ничего!» Деньги превращаются в один из инструментов манипулирования ребенком, а нередко и другими членами семьи, более зависимыми в финансовом плане от основного семейного добытчика. Такие уроки только учат малышей эгоизму, потребительскому отношению к себе и окружающим, приводят их к мысли о своей полной никчемности в сравнении с теми, кто за них платит. Неудивительно, что в будущем для этих детей деньги станут единственным средством доказать другим свою значимость и решить все свои проблемы.
Семейная бизнес-школа

Собственная семья является для ребенка первой своеобразной бизнес-школой. Ежедневно наблюдая круговорот денежных знаков в руках родителей, малыши создают свои первые наивные экономические теории и проверяют их на практике. Наблюдая за взрослыми, ребятишки перенимают их отношение к деньгам. И если те склонны рассматривать деньги как самое желанное благо в своей жизни или, напротив, как самое большое зло на свете, то и дети непременно позаимствуют такое мировоззрение.

Давая ребенку деньги на карманные расходы, совместно прогуливаясь по магазинам, отказывая ему в желанной покупке или делая дорогой подарок, планируя, как провести очередной отпуск либо на что потратить папину премию, семья явно или неявно обучает ребенка финансовой грамотности (либо безграмотности!). Под влиянием родителей дети учатся управлять своими расходами и извлекать денежную прибыль из тех же взрослых, соотносить свои потребности с возможностями.

В семье они впервые испытывают всю гамму чувств, связанных с деньгами, — разочарование от их потери или нехватки на новую игрушку, радость от осознания того, что владеешь своим маленьким сокровищем, что тебе удалось накопить на что-то важное либо самостоятельно купить дорогой подарок лучшему другу. Чувства детей по поводу денег не менее разнообразны, чем чувства взрослых. Но разговоры о постоянной нехватке денег в семье на фоне хронической депрессии родителей приводят малышей к пониманию того, что деньги — смысл жизни, и только они даруют положительные эмоции.

Однако, вместо того чтобы жаловаться ребенку на финансовые бреши в семейном бюджете, рассчитывая на то, что он поумерит свои аппетиты, лучше привлечь малыша к совместному планированию расходов. В зависимости от возраста ребенка, его можно знакомить с основными бытовыми тратами и счетами, подключать к планированию крупных покупок. Ведь дети на самом деле могут не знать или не понимать, как строится семейный бюджет. Причем чем меньше ребенок, тем больше он склонен воспринимать деньги как некую постоянную величину, всегда наличествующую в карманах его родителей. Он искренне может недоумевать, почему, например, у родителей его товарища по детскому садику деньги есть, а у вас вдруг закончились.

Получая опыт самостоятельной «траты» денег на бытовые нужды, ребенок начинает понимать статьи расходования семейного бюджета. Такой важный и необходимый в жизни опыт он приобретает во время совместного с родителями похода по магазинам, рассчитываясь за отдельные покупки.

Но в плане воспитания у детей навыков экономически выгодного поведения, важно, чтобы ребенок умел распоряжаться не только деньгами, но и собственным имуществом.

Малыш должен иметь свои вещи, которые ни при каких обстоятельствах взрослые не могут у него отнять. И не имеет значение, куплены ли они ему родителями, подарены родственниками или приобретены ребенком на собственные заработанные деньги. Следует провести четкую границу между «нашими», «общими» и «его» вещами. Только так малыш научится самостоятельно распоряжаться не только деньгами, но и другими материальными ценностями, будут ли для него в качестве таковых выступать игрушки, диски или одежда.
Воспитание миллионера

Но достаточно ли научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами, чтобы он вырос человеком, который сумеет добиться высокого экономического положения в обществе? Отличные бухгалтерские навыки при отсутствии необходимых личностных качеств еще никого не сделали миллионером. Поэтому, наверное, в первую очередь малыш должен вырасти уверенным в себе и ориентированным на успех человеком.

В психологии условно различают две группы людей. Одни ориентируются в основном на избегание неудач, другие — на достижение успеха.

Очевидно, что первые будут стремиться всячески избегать какого бы то ни было риска и довольствоваться малым.

Вторые ведут более активный образ жизни, стремятся к новым достижениям, вдохновляются ими и покоряют еще большие вершины. Успех придает им силы и веру в себя, а неудачи закаляют и стимулируют к дальнейшим победам.

Но данные стратегии экономического поведения берут свое начало в раннем возрасте. Дети, которых родители всячески поощряли к самостоятельности и чаще хвалили за достижения, а не ругали за ошибки и промахи, умеют правильно оценивать свои способности, не зацикливаться на неудачах и смело шагать вперед. В противоположность им у слишком опекаемых и контролируемых малышей, часто подвергающихся критике со стороны взрослых, формируется слабая потребность в достижениях и нередко заниженная самооценка.

Кроме того, есть еще масса личностных качеств, благодаря которым одним людям легче добиться успеха в жизни, а другим тяжелее.

Так, в книге «Богатый ребенок, умный ребенок» Р. Киосаки приводит данные исследования, проведенного среди успешных людей. Как оказалось, около 85% успеха человека основаны и на искусстве «человеческой инженерии» — умения общаться и ладить с другими людьми. Профессиональные же навыки вносят свой вклад в успех человека не более чем на 15%. И если молчание — золото, то умение грамотно общаться, вести переговоры и находить общий язык с самыми разными людьми вообще не имеет цены!

Не последнюю роль в становлении будущего миллионера играет и его мироощущение, заложенное родителями в детстве. Говоря малышам, что мир несправедлив и жесток, очень легко отбить у них всякое желание познавать и завоевывать его. Внушая детям ненависть к богатым и негативное отношение к деньгам, мы формируем у них определенное мировоззрение — мировоззрение хронического бедняка, презирающего достаток.

Другое дело — воспитывать у ребенка уважение к людям, честно заработавшим свое состояние. Тогда он не будет испытывать противоречивых чувств по отношению к богатым и их деньгам, не станет мучаться выбором: оставаться честным, но бедным или любым способом заработать состояние. Хорошо, если у малыша будет образец человека, который добился успеха, полагаясь на свои знания и умения, опыт работы и крепкие моральные принципы.

Так что, если ребенок действительно мечтает разбогатеть, не стоит отнимать у него эту мечту, в какой бы экономической действительности мы ни жили и какими бы возможностями ни располагали.

При определенных обстоятельствах мечта становится той побудительной силой, которая направляет волю и способности ребенка к достижению своей цели. А задача родителей — как раз поддержать малыша в его стремлении и дать ему понять, что мечта может быть осуществима, только если он приложит силы, необходимые для ее воплощения в жизнь. И если такой ребенок в будущем все-таки не станет миллионером, то во всяком случае позаботиться о себе и своей семье он сумеет всегда.

Игорь Павлов, психолог
http://www.moy-rebenok.ru/article/momcl … think/325/