Мама Андрюши, рассудительного 5-летнего мальчугана, глядя в окно на идущих с портфелями за спиной малышей, задумалась: «А ведь и нам скоро в школу... Всего какой-то год остался... или два? В детском саду начались специальные занятия, собирают деньги на прописи. Но достаточно ли такой подготовки? И как я пойму, что Андрея пора отдавать в школу?» В последнее время о проблеме подготовки к школе говорят в журналах и газетах, по телевизору. Но родителей будущих первоклассников продолжают волновать одни и те же вопросы. В какую школу отдать? Во сколько лет? В 6? А может, все же лучше, когда ребенку исполнится 7 или 8 лет? Не секрет, что детям при поступлении в школу предъявляют все более высокие требования: порой родителям неофициально дают понять, что к школе их ребенок должен уметь читать и писать, свободно считать от 1 до 10 и обратно. В некоторых школах устраивают тестирование. «А вдруг мой не пройдет? — задумалась мама Андрея. — И что тогда? Ведь хочется попасть в школу, о которой слышала много хорошего, а не в абы какую». Однако давайте обо всем по порядку Пусть меня научат! Хочется сразу развеять страхи о неотвратимости отбора с пристрастием, когда малышу предлагают пройти тестирование, прежде чем дадут родителям ответ: берем или не берем.

Любая государственная школа обязана принять вашего ребенка. Читаем в законе «Об образовании в РФ» ст. 5 п. 5: «Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего <...> образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Может быть, есть отдельный закон для негосударственных школ? Нет, закон для всех один. Что касается частных школ, единственным ограничением является стоимость обучения. Поэтому в школу обязаны взять любого ребенка, поскольку такую возможность обеспечило государство в качестве социальной гарантии.
Тестирование

Для чего новичкам устраивают «экзамен»? В государственной школе могут сказать, что тестируют ребенка, чтобы определить его готовность к школе. И это действительно важно, если говорить о психологической составляющей (мотивация, память, внимание, мышление, здоровье). На практике же проверяют, какие буквы малыш знает, умеет ли читать и считать. Сейчас при школах даже создают специальные курсы для детей. Здесь будущая учительница дает ребенку те знания и навыки, которые затем сама же будет оценивать при приеме в свой класс(!). Такая схема упрощает работу учителям. Детей просто натаскивают на чтение и счет. Но самое печальное — ребенка раньше времени сажают за парту, форсируют обучение, что приводит к нервным перегрузкам, снижению мотивации к учебе и проблемам со здоровьем. В частных школах тестирование часто применяют для того, чтобы у родителя, и так готового заплатить вступительный взнос, подогреть это желание.

Такая нулевая диагностика помогает определять уровень ребенка, чтобы затем равномерно сформировать классы, а значит, улучшить качество обучения каждого.
Какая разница?

Важно понять, готов ли малыш к школе психологически. От этого зависит предпочтение в выборе образовательной программы 1—3 или 1—4. Разница между ними принципиальна. Первый вариант предполагает, что ребятишки, достигшие 7 лет, учатся в начальной школе 3 года. Урок длится 45 минут, учебная нагрузка составляет 24 часа в неделю. Детям задают уроки на дом. Вы планируете отдать ребенка в школу в 6 лет? В таком случае желательно, чтобы он обучался по программе 1—4. Здесь базовый учебный план рассчитан на 20 часов в неделю, меньше уроков русского и математики, а естествознания — больше. В школах с такой программой по рекомендации Сан Пина детям должен быть обеспечен дневной сон, выделена специальная комната для игр. В течение первого года обучения заданий на дом не дают. Продолжительность урока всего 30 минут. После занятий малыши идут в группу продленного дня, где спят, играют и гуляют, но не повторяют учебный материал. Однако теория не всегда совпадает с практикой. Часто бывает так, что обучение по программам 1—3 и 1—4 проходит в одних и тех же стенах, где звонки отмеряют для всех одинаковое время урока. Работающая мама вряд ли сможет забирать своего шестилетку домой после 3—4 уроков. Значит, ребенок отправится на продленку, где дети зачастую наверстывают то, что не успели на уроке, или выполняют домашнее задание. В лучшем случае малыши смогут поиграть на свежем воздухе. Таким образом, нагрузка на детский организм возрастает, что приводит к нервным срывам и повышенной утомляемости, частым болезням... Так во сколько же лет отдавать ребенка в школу? Ответ найти не так просто.

Обычно родителей терзают сомнения. Отдать раньше — значит «лишить ребенка детства». Позже — возможно, кроха упустит что-то важное, отстанет от ровесников. Дебаты на эту тему идут и на общегосударственном уровне, и в дошкольных учреждениях, и в семьях..

Согласно закону «Об образовании в РФ» ст. 19 п. 2 «... Прием детей в первый класс общеобразовательной школы начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет». В законе есть добавление: «По заявлению родителей учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте». Диагностика готовности к обучению показала, что лишь 18,5% шестилеток являются «зрелыми», более 49% — «среднезрелыми», а 32,2% — «незрелыми». Что стоит за этими формулировками? И что вообще подразумевает термин «готовность к школе»?
Откуда проблемы?

Нередко и дома, и в детском саду детей учат распознавать буквы и цифры, читать и рисовать геометрические фигуры, пытаются приучить к усидчивости. К сожалению, подготовка к школе, как ее понимает большинство, сводится лишь к приобретению навыков. Слишком мало времени уделяется развитию познавательной активности, потребности малыша в движении, в получении знаний не только посредством устной речи и письма, но и благодаря собственному опыту. Ребенка не учат самостоятельно распределять свои силы и эмоции.

Всего лет 20—25 назад проблема готовности детей к школе не стояла так остро. Причин тут несколько. Вопервых, требования к первокласснику были иными. Да и сама жизнь дошколенка сильно отличалась от той, которую ведут нынешние малыши. Тогда дети с 3—4 лет самостоятельно гуляли во дворе. Здесь ребенок черпал знания о себе, об устройстве окружающего мира, постигал азы общения. Знания, приобретенные в игре, помогали в дальнейшем овладевать школьной наукой.
Классические игры тех лет — «Казаки-разбойники», «Разведчики», «Пираты». Они требовали от каждого участника, чтобы он умел держать в голове примерный план местности, учитывал расположение противника, его скорость, думал о последствиях своих движений и действий. Такие игры тренировали в комплексе пространственное мышление, навык произвольности, умение планировать свои действия, строить общение со сверстниками. Сегодня компьютери телевизор вытеснили дворовые игры. С одной стороны, прогресс налицо. Однако специалисты отмечают, что у многих детей появились трудности с формированием представлений о пространстве и времени. Вот и выходит, что в школе ребенок должен за короткий срок получить недостающий чувственный, эмоциональный и практический опыт. А обучение построено так, что большую часть времени дети проводят за книгами и тетрадями, но никак не в общении и играх.

Специалисты по дошкольному развитию сходятся во мнении, что ребенку необходимо, кроме классических навыков письма, счета и чтения, развить пространственное мышление, научиться навыкам саморегуляции, получить представление о течении времени, о человеческих эмоциях, о способах их выражения и проявления, а также иметь возможность развивать свои творческие способности и умение работать в команде. Всегда готов? Некоторые мамы, желая серьезно подготовить ребенка к школе, обращаются к профессионалам. Где их найти? В центрах дополнительного образования, комиссиях по диагностированию детей. Здесь можно протестировать своего ребенка, задать вопросы педагогам, психологам, логопедам.

От чего же, по мнению специалистов, зависит успешное обучение, и что немаловажно — психическое и физическое здоровье будущего первоклассника?
— У ребенка есть мотивация к учебе (он хочет пойти в школу).
— Уже сформирована социальная позиция школьника (ребенок умеет общаться со сверстниками, выполняет требования взрослого, контролирует свое поведение).
— Малыш практически здоров и вынослив (только при этом условии он сможет выдержать нагрузку целого урока и всего учебного дня).
— У ребенка адекватная самооценка и уровень притязаний.
— Умственное развитие ма лыша соответствует его возрасту.
Здесь подразумевается определенный уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия. Не хочешь? А надо! Нередко родители наблюдают, как их чадо сопротивляется учебным заданиям. В ответ ребенка заставляют заниматься, наказывают, ограничивают время просмотра телепередач или компьютерных игр. Родители поступают так из лучших побуждений... Однако в результате у ребятишек еще больше снижается мотивация к учебе и четко закрепляется понятие «запретный плод сладок». Хотите избежать чужих ошибок? Прежде всего давайте выясним, что включает в себя понятие «школьная мотивация».
— Ваше чадо демонстрирует познавательный интерес. Вы замечаете, что ему нравится читать книги, решать задачки, выполнять какие-то интеллектуальные задания.
— Ваш сын или дочь понимают, что учеба обязательна, очень важна. Они ощущают свою ответственность.
— Ребенка все меньше занимают игра и другие развлекательно-занимательные виды деятельности.
— Отношение к школе можно назвать эмоционально-благополучным. Малыш ждет, когда пойдет туда, с удовольствием говорит об этом.

http://www.moy-rebenok.ru/article/child/461/