МФ,общение и полезная информация для всей семьи

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Москва, которой больше нет

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Станция Подмосковная

«Станция Подмосковная (75, 81 саж. над ур. Балтийского моря) занимает очень большую территорию (67,5 десятин) и является одним из важнейших пунктов дороги. Сюда поступают все грузы, прибывающие для Москвы и следующие за Москву от Виндавы, Либавы, Риги, грузы, принимаемые со всех дорог Московского узла, а равно и нагруженные на своей Московской станции; здесь эти грузы рассортировываются на особых парковых путях и из них составляются поезда, которые затем и отправляются по определенному назначению».

http://s06.radikal.ru/i179/0911/b9/72ccc462dd94.jpg
Общий вид станции Подмосковная сегодня

Комплекс станции «Подмосковная» рижского направления, располагающийся недалеко от метро «Сокол», был возведен в 1901 году в ходе масштабного проекта по строительству Московско-Виндавской железной дороги. Рост промышленного производства, утверждение капитализма и развитие торговли требовали связать Москву с латвийскими портами. Так что некоторое время «Подмосковная» служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву (современный Вентспилс), а затем и в Ригу. 

«Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», выпущенный в 1909 году, начинается с упоминания об особом значении для Руси «моря варяжского». Важную роль Балтика продолжала играть и в начале XX века, когда встала необходимость связать Москву, а значит, и всю страну вплоть до Сибири, с незамерзающими портами – Ригой и Виндавой: «порты, недоступные в холодное время года вследствие их замерзания, уже перестают удовлетворять коммерческим требованиям». Так, доля участия Петербурга во внешней торговле не достигала тогда и 1/6 всех вывозимых и ввозимых к нам товаров. Строительство Московско-Виндавской железной дороги стало масштабным проектом, суть которого не могла не поражать своей исторической и географической грандиозностью: «Московско-Виндавская магистраль делает Виндаву как бы Сибирским портом и соединяет азиатский восток с европейским западом». Ни больше, ни меньше. 

Отправление первого поезда от Рижского вокзала, 11 сентября 1901 года.

http://s16.radikal.ru/i191/0911/6e/2913c2e7e302.jpg
2 марта 1897 года вышел указ Николая II о создании Московско-Виндавской железной дороги (арх. Ю.Ф. Дидерикс). Открытие рабочего движения предполагалось в мае 1901года. Однако множественные недоделки вкупе с неготовым зданием Виндавского (Рижского) вокзала в Марьиной роще, привели к тому, что принимать поезда решили на уже построенной к тому моменту станции Подмосковная. Первый поезд от вокзала «Подмосковной» отправился 2 июля 1901 года. А 11 сентября 1901 года состоялось праздничное открытие Виндавского (Рижского) вокзала в Москве.

Каково же было значение Подмосковной в соединении Востока и Запада? До революции станция служила главным сортировочным пунктом: сюда поступали «все грузы, прибывающие для Москвы и следующие за Москву от Виндавы, Либавы, Риги, грузы, принимаемые со всех дорог Московского узла». Именно через балтийские порты из Британии и Америки поступали в Россию основные промышленные товары, а из глубины страны уходили лес, лен, пенька. И весь этот масштабный товарооборот огромного государства сосредотачивался в двух местах – в Виндаве и на станции «Подмосковная». Небольшая станция не справлялась с таким наплывом, поэтому, как сообщает все тот же «Спутник» в 1909 году ее предложили значительно расширить. 

«Имеется депо на 12 стойл, дежурная комнаты для поездной и паровозной бригады, Государственная сберегательная касса и приемный покой». А «в виду ежегодно возрастающей потребности в отправлении большого количества дачных поездов и для увеличения пропускной способности примыкающих к Шереметьевскому посту соединительных ветвей, Управление дороги устроило особую электро-блокировочную сигнализацию между станциями Москва, Подмосковная и Марьинским постом», что позволило отправлять поезда «без предварительных сношений по телеграфу».

Строительство веерного депо "Подмосковная", 1901 год.
http://s42.radikal.ru/i096/0911/e2/6a2405481f91.jpg
У станции раскинулось древнее подмосковное село Всехсвятское, первое упоминание о котором относится к концу XIV века. Являясь на протяжении веков самым крупным поселением на пути в Москву с северо-запада, Всехсвятское служило местом временной остановки царей перед въездом в город. На рубеже XIX-XX веков село превращается в значимую товарную, промышленную и рекреационную окраину Москвы. В округе строились дачи, с 1899 года работал машиностроительный завод немецких промышленников братьев Кертингов, несколько лет функционировала лечебница для алкоголиков известного тогда доктора Анатолия Коровина – автора книги «Последствия алкоголизма и общественная борьба с ним», существовали также завод фарфоровых и гончарных изделий, благотворительное учреждение Александровское убежище «для увеченных и престарелых воинов», вышивательная фабрика. Появление станции в Всехсвятском ускорило рост села, увеличило количество дачников и создало идеальные условия для промышленного развития. 

Рабочие завода братьев Кертингов  приняли активное участие в восстании 1905 года. 7 октября началась всеобщая забастовка, переросшая в вооруженное восстание. «Прибывавшие в Москву поезда были задержаны железнодорожниками на станции Подмосковная, а оказавшиеся среди пассажиров офицеры разоружены. По Московско-Виндавской железной дороге в эти дни курсировал лишь один поезд, который доставлял рабочих из фабричных поселков для участия в митингах на станцию Подмосковная», пишет Е.Н. Мачульский в очерке о станции. После революции  1917-го  завод был переименован в «Металлургический завод имени Войкова», лечебница Коровина стала санаторием, а дачный поселок прирос рабочими бараками.  В путеводителе по дачам и окрестностям Москвы 1935 года вообще сказано, что у станции дач нет. В другом путеводителе тоже 30-х годов отсутствие дач объясняется отсутствием зелени. Скорее всего, к тому времени все дачные поселки превратились в места постоянного проживания, а заводы и фабрики не притягивали москвичей снять дачу на лето в индустриализующемся районе. В войну в локомотивном депо станции готовили бронепоезда для фронта. В 1945 году на станции была открыта новая платформа «Красный Балтиец», взявшая на себя основной товарный и пассажирский поток.
Административный дом и водонапорная башня.
http://s41.radikal.ru/i091/0911/03/a68b51553e96.jpg
Сейчас комплекс используется как ремонтное депо для тепловозов и паровозов, планируется воссоздание паровозного цеха. Есть химическая лаборатория, расположенная в здании, которое когда-то предполагали как жилое.  В административном здании живут машинисты, работающие вахтовым способом, там же периодически снимают кино. Кирпичная водонапорная башня, функционирующая до сих пор, обеспечивает железнодорожников водой. Ранее водонапорные башни именовались водоемными зданиями. Все они строились вдоль железных путей рижского направления по типовым проектам начала века, но в такой сохранности, пожалуй, лишь «водоемное здание» «Подмосковной» (есть остатки башни у Рижского вокзала и с 2008 года ломают башню в Нахабино). Поворотный круг, что у веерного депо,  обратился  в уникальный аттракцион – на нем разворачивают паровоз 1950-х годов, возящий туристов с Рижского вокзала из музея железнодорожной техники до станции.

Очень интересна история водоснабжения станции. Ведь поблизости нет ни рек, ни озер, а воды требовалось много. Поэтому пробурили артезианскую скважину. Но одной не хватило, пробурили вторую. А чтобы поднимать воду из-под земли и подавать её в башню, поставили дизельный (!) насос. И все это в 1901 году.

Вокзал станции Подмосковная, 1905-1906 годы.
http://s46.radikal.ru/i113/0911/58/b041578b0c64.jpg
Станция постепенно теряла ряд функций, но также поэтапно и обретала новое предназначение. Удивительно, как этот комплекс железнодорожных сооружений вообще сохранился, пережил революцию, индустриализацию, войну и стремительный послевоенный рост города. Подмосковная же не только уцелела, но и дожила до наших дней в отличном техническом состоянии и являет собой прекрасный пример деревянного модерна. Приходишь туда и словно оказываешься в начале XX века. Пострадало только здание вокзала, того самого, что когда-то служил заменой Рижскому. Оно, единственное, стоит в отдалении от комплекса, имеет собственный адрес (ул. Космонавта Волкова) и неизвестно кому принадлежит.

В 2008 году стало известно, что согласно совместной программе РЖД и правительства г. Москвы, территорию станции решили передать под жилищную застройку. Работы по сносу запланировали на декабрь – январь. Начали отселять здания. 5 декабря 2008 года проектом «Москва, которой нет», участниками сообщества сайта, автором статьи о станции на портале «Транспорт в России» Юрием Егоровым в Московский комитет по охране культурного наследия (Москомнаследие) была подана экстренная заявка об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. К заявлению также была приложена письменная просьба о том, чтобы как можно быстрее официально уведомить руководство Московско-Смоленского отделения МЖД о получении заявления о постановке на охрану.  К чести Москомнаследия отреагировали там очень оперативно. Станцию «Подмосковную» объявили выявленным объектом культурного наследия. 

Вокзал "Подмосковной" на данный момент находится в аварийном состоянии.
http://s51.radikal.ru/i131/0911/e6/63b577b9f42f.jpg
Самое логичное предложение – создать уникальный музейный комплекс. Однако памятником комплекс пока не признан, что оставляет лазейку в законе – выведение из выявленных и снос. Немногочисленные работники депо до сих уверены, что их переезд является делом времени: «Лужков сказал, что лет через 4-5 тут дорога будет какая-то, не железная.  Нас уже перевели, мы просто здесь существуем. Нам подготовят местечко, и мы уйдем отсюда».  Кроме того, разрушается и ветшает здание вокзала. Железнодорожники готовы даже отремонтировать его, возвести хотя бы кровлю («там делов-то!»), но кто ж им даст - вокзал РЖД не принадлежит. А принадлежит кому-то, кому и дела нет до истории.

http://moskva.kotoroy.net/histories/95.html

0

2

Улица Пречистенка, д. 32. Гимназия Поливанова

Если идти по Малому Левшинскому переулку, то по левую руку, в пяти шагах от Пречистенки, обязательно увидите выразительную картинку: уцелевшую половину ворот с прилепившимся рядом овощным ларьком, миновав которые, можно попасть во двор величественного трехэтажного особняка, что числится домом № 32 по Пречистенке. И здесь вы неожиданно оказываетесь в странном, истинно старомосковском пространстве, удивительно контрастном даже нынешней Пречистенке, далеко не самой шумной из центральных улиц Москвы. 

http://i059.radikal.ru/0911/6e/bc2c44f660e2.jpg
Полукруглые строения во дворе дома на Пречистенке, 1980-е годы.

Двор замыкают два исключительно живописных полукруглых, двухэтажных строения, верхние этажи которых деревянные, а низ – открытая аркада на белокаменных колоннах. Галерея завалена старой мебелью, санками, вениками, прямо отсюда – двери в квартиры, на одной из них уже почти антикварная табличка: «Газовый ввод. Ключи в диспетчерской. ЖЭК». Между домами «схоронилось» странноватого вида зданьице, в котором вряд ли кто теперь угадает остатки домовой церкви. Уцелели, на удивление, и закрепленные на главном доме старые фонари, и потемневшие от времени львиные морды, безучастно взирающие на редких прохожих… О том, что чужие здесь появляются нечасто, свидетельствует спокойно вывешенное жильцами белье и роскошно ленивые, непуганые кошки. Лишь в последнее время стали появляться здесь экскурсанты, в основной массе своей почитатели творчества Булгакова. 

Между тем двухэтажные полукруглые дома, в одном из которых до сих пор живут, в другом, отреставрированном не так давно, поместились художественные мастерские, по сути, бывшие одноэтажные конюшни, часть большой классической усадьбы. Усадьба эта была перестроена, точнее, возведена заново в классическом стиле вскоре после пожара 1812 года, на месте сгоревшей старой усадьбы Талызиных. Вся новая застройка была каменной. Главный Т-образный дом, что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по некоторым данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К.Соколов – один их тех, кто восстанавливал Москву. Усадьба для нового владельца, гвардии корнета Павла Яковлевича Охотникова, получилась величественной, почти дворцом. Уличный фасад главного дома был украшен восьмиколонным портиком, поставленным на цоколе и увенчанным фронтоном с лепниной в тимпане. Арочные проезды по сторонам дома во двор, флигели, дворцовые службы во внутреннем дворе (конюшни, каретный сарай), домовая церковь… 
Зарегистрированные пользователи могут оставлять здесь свои комментарии.

Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», именно интерьеры дома по Пречистенке легли в основу декораций, созданных знаменитым Евгением Лансере.

В 1879 году усадьба перешла к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым данным – вплоть до революции). Однако не купец прославил этот дом, а тот, кто арендовал его в 1882 году (первое упоминание в Адрес-календаре Москвы)… 

http://s56.radikal.ru/i152/0911/6c/5d44f1b44ab8.jpg

Современный вид бывшей гимназии Поливанова, 2006 год.

«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени — Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым — были учреждены в Москве в районе Пречистенки две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга и, начиная с 6-го класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А.Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А.Аксаковой). 

Еще одно сохранившееся свидетельство тех лет: «Заведение это учреждено в 1868 году в Москве при содействии многих лиц педагогического сословия, которые соединили здесь свои силы не случайно. Но, проникнутые живым педагогическим интересом и общим убеждением, что серьезных результатов школа в состоянии достигнуть только тогда, когда преподаватели ее, образуя правильную коллегию, ведут дело обучения и воспитания под условием внимательных совокупных наблюдений за его ходом…»

Частные гимназии начали открываться в России с 1856 года, в 1871-м правительством была определена система гимназического курса. Мужскую гимназию Лев Иванович Поливанов учредил вместе с коллегами из 4-й гимназии, где он преподавал русскую словесность в 30-летнем возрасте. В 37 лет он вышел в отставку и полностью посвятил себя гимназии. Кстати, преподаватели именно этой гимназии прославились своими новыми учебными программами, именно здесь учителя работали по 20 и более лет. Плата за обучение была высокой: по воспоминаниям бывшего воспитанника В.К.Икова, 180 рублей в год в младших классах, 250 – в старших (против 50 рублей в казенных учреждениях). Естественно, что учились в частной гимназии дети именитых и богатых родителей, в основном дворянского сословия. Но, получив завидное образование, дети состоятельных родителей не превращались в бездумных прожигателей жизни. Напротив, выпускники Поливановской гимназии известны были по всей России и – даже – по всему миру! 
Бывшая гимназия Поливанова, вид на двор, 2007 год.
http://i065.radikal.ru/0911/44/978b322db591.jpg
«Мы имели перед глазами образец такой школы, так называемый Катковский лицей, – вспоминал В.К.Иков прославленную «альма-матер». – … образцовый питомник для разведения будущих административных и магистратурных щедринских помпадуров разных рангов… Сюда стекались представители золотой молодежи, потерпевшие крушение в своей учебной карьере в казенных гимназиях… В лицее мало интересовались вопросом о том, видел ли данный ученик Ермолову в роли Марии Стюарт… Здесь, в лицее, взращивали чиновников для государственной службы»…

Гимназия занимала главный, трехэтажный дом. Из-за расположившегося в особняке учебного заведения, помещения второго этажа, где размещались классы, были перепланированы. Тогда же была встроена ажурная чугунная лестница, украсившая собой парадный вход. Нижний этаж заняли гардеробная, служебно-хозяйственные помещения и учебные кабинеты. На втором располагалась квартира Поливанова, основные классы, двусветный рекреационный зал с мраморными колоннами, за которыми помещались гимнастические снаряды и учительская. На третьем этаже были дортуары, столовая для пансионеров и две учебные комнаты, где занимались ученики 1–3-х классов. Во время большой перемены их сводили всех вниз, в общий зал, где они и проводили время под присмотром старшего надзирателя. Каждый урок длился 50 минут, затем десятиминутная перемена и в 12 часов объявлялась большая, часовая перемена. В гимназии не было обязательной униформы и не нужно было «творить» молитву в общем зале. Как удалось Поливанову разрешить такие вольности, не понятно. 
Актовый зал музыкальной школы, которая теперь помещается в здании гимназии, 2006 год.
http://s42.radikal.ru/i095/0911/49/28a393f51efe.jpg
Из стен Поливановской гимназии вышли очень многие известные люди, среди них писатели, философы и поэты – Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый (посвятивший гимназии целую главу своих воспоминаний), Максимилиан Волошин, художник Александр Головин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин. Сюда же отдал учиться своих сыновей и Лев Николаевич Толстой. Говорили, что он приходил в гимназию и спорил в коридорах с преподавателями о русской словесности. 

После смерти Льва Ивановича Поливанова в 1899 году учебное заведение возглавил его сын, Иван Львович. Постепенно гимназия стала утрачивать знаменитый поливановский дух. Некому уж было устраивать из урока спектакль, не стало прежней души у любительского театра, т.н. «шекспировского кружка». Да и ратовать за не самых прилежных, но умных учеников тоже стало некому…   

В 1915 году дом переходит богатой лесопромышленнице В.И.Фирсановой. При ней он перестраивается по проекту архитектора А.И.Таманяна, который переделывает интерьеры второго этажа, фасады. Арочные проезды во двор закладывают еще раньше – где-то в конце XIX века. Вновь устраивается концертный зал (бывший рекреационный): эстрада в виде греческого портика, кариатиды между окнами второго этажа (росписи принадлежат кисти художников А.Е.Яковлева и В.И.Шухаева). Каменная ограда, от которой, кстати, и сохранилась половина нынешних ворот, также была поставлена Таманяном.

В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная Академия художественных наук (ГАХН). А с конца 1924 года здание на Пречистенке довольно крепко уже связано с именем Михаила Булгакова.

http://s60.radikal.ru/i170/0911/3e/e87f16706411.jpg
Андрей Белый посвятил гимназии целую главу своих воспоминаний.
Михаил Афанасьевич был знаком со многими сотрудниками ГАХН, ставшей своего рода последним оплотом русской интеллигенции. Здесь работали филолог Николай Лямин (заведующий кабинетом теоретической поэтики), философ и литературовед Павел Попов, историк Александр Габричевский, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников, которому Петербург обязан Музеем Пушкина на Мойке, а Москва – музеем дворянского быта на Собачьей площадке, и другие известные люди. Судьба не баловала их. 

В конце 1920-х, в рамках Государственной Академии художественных наук, был создан Музей кино. В 1930-м ГАХН расформировали – или, согласно БСЭ, преобразовали в Государственную академию искусствознания. Павел Попов был исключен из ГАХН и, «как представитель эксплуататорских классов», в сентябре 1931-го вместе с женой выслан в Ленинград, где работал в Институте русской литературы (Пушкинском доме) АН СССР. В феврале 1932-го, с помощью А.И.Толстой, он получил разрешение вернуться в Москву. Пострадали в те времена и многие другие образованные люди, к кому у новой власти были претензии. 

Сейчас историю этого дома в 1920-х годах на своих экскурсиях рассказывает внук Шапошникова – Михаил Борисович Шапошников, зав.отделом Серебряного века Государственного Литературного музея.

Оставило время свой след и на поливановском доме. В 1930-х годах полукруглые конюшни (в Москве, по мнению краеведов, таких больше не найти) были надстроены вторым этажом и приспособлены под жилье. В 1963-м главный дом реставрировался. Предполагалось, что здесь разместится магазин книг по искусству и художественный салон. Теперь в доме по Пречистенке помещается Детская художественная школа № 1 и Детская музыкальная школа № 11 им. В.И.Мурадели. В 2004-м музыкальная школа отметила свое 85-летие. По этому случаю на первом этаже была представлена экспозиция родословной Поливанова, которая насчитывает несколько столетий, а берет она свое начало от древних татарских ханов!.. 
http://s55.radikal.ru/i147/0911/7f/19f5f39e8ca5.jpg


Современный вид бывших "полуциркулярных служб", фото В. Ярошевича, 2007 год.

В строении 2 последние 30 лет находилась творческая мастерская Саввы Ямщикова, в строении 7 – мастерская академика, живописца, монументалиста Олега Филатчева. К сожалению, вот уже 15 лет длится запутанный имущественный спор. Под удар попали именно художественные мастерские. Еще 3 июля 2009 года Москомнаследие заверяло, что готово продлить договорные отношения с Союзом художников на мастерские по адресу Пречистенка, 32, стр. 2 и стр. 7, и что даст художникам, занимающим эти мастерские, возможность продолжать работать. Однако вслед за этим пришли почтовые уведомления о том, что мастерские необходимо освободить в срок до 15 августа 2009 года. Художники переполошились.
http://s50.radikal.ru/i128/0911/ac/973b6a591c3f.jpg
По счастью, в день «Ч» Москомнаследие снова подтвердило свои намерения. Правда, договор так до сих пор и не перезаключен. Однако, хочется надеяться, что сохранившиеся «полуциркулярные службы» еще долго будут обрамлять удивительный поливановский дворик с одною половинкою ворот, которая стала достопримечательностью наших дней. Но кто поручится, что этот чудесный уголок будет существовать и завтра?

Сайт художников: vbede.ru

0

3

так интересно, надеюсь что тема будет развиваться и добавится много новой информации

0

4

Интересно, жалко что нового ничего не добавили

0

5

актуально

0