МФ,общение и полезная информация для всей семьи

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Первый месяц в школе>>

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Прошел первый месяц обучения ребенка в первом классе, и обозначились или начали обозначаться сложности, с которым сталкивается первоклассник, его родители и учителя. Эти сложности могут быть разными: от трудностей в учебе вплоть до полного нежелания идти в школу. Порой эти трудности не распознаются родителями на первом этапе, но их замечают учителя.

Авторами статьи были опрошены классные руководители первоклашек и на основе их наблюдений выделены несколько блоков проблем.

Блок I. Трудности, связанные с регуляцией собственной деятельности. К этому блоку мы отнесли следующие проблемы:
1. Ребенок неусидчив, учителя отмечают повышенную активность, которая мешает как другим ученикам, так и самому ребенку. В силу своих особенностей такие дети не могут сидеть спокойно на месте и слушать. Они перебивают учителей и одноклассников, вскакивают, отвечают, не дождавшись разрешения учителя.
Другим ребятам трудно выполнять однотипную, монотонную работу: две одинаковые «закорючки» ребенок тщательно вырисовывает, но очень быстро теряет интерес к такой работе, и вот уже строчки «пляшут» и каждая последующая закорючка хуже другой.
2. Медлительные дети. Ребенок не успевает за темпом работы в классе; когда другие уже справились с заданием, такой ребенок только приступает к выполнению или застрял где-то на середине.

Во всех указанных случаях страдает трудоспособность ребенка, а в результате страдает качество усвоения материала.

Блок II. Эмоциональные и поведенческие проблемы. Здесь важно обозначить такие сложности, возникающие у ребенка в период адаптации в школе:
1. Дети не могут влиться в коллектив: не могут наладить отношения с другими ребятами, их отвергают. Впечатление, с которыми они приходят домой, сводятся к обидам и жалобам на других ребят: рассказывают о том, кто их обидел, как обозвали, посмеялись и т.д. Могут жаловаться на учителя: не спросил, оценку не поставил. Такие дети рискуют в итоге стать изгоями в своем классе.
У таких детей могут быть трудности с согласованием собственных потребностей с потребностями других детей; не могут договариваться, плохо понимают социальные рамки и нарушают границы других, не могут вовремя останавливаться.
2. У детей не сформированы навыки самообслуживания: ребенок не может зашнуровать ботинок, завязать шарф, что может вызывать насмешки со стороны других учеников и в результате возникает обида, нарушаются взаимоотношения.
3. Ребенок «не слышит просьбу». Ученик настолько погружен в собственные мысли или свои дела, что не концентрируется на учителе. Эта ситуация обращает на себя внимание по следующей причине. Первый учитель для ученика начальных классов – значимый объект, авторитет. Даже мнение мамы и папы для первоклашки может перестать иметь то значение, которое имело еще совсем недавно, но мнение учителя – абсолютно верно, не подвергается сомнению, его авторитет – неоспорим. И ситуация, когда этого не происходит, когда учитель не занимает в жизни ребенка значимую позицию – настораживает.
4. В этот же блок мы включили такую проблему, как обострение имеющегося хронического заболевания у ребенка. Обострение заболевания, не проходящая или частая простуда в этот период может являться свидетельством трудностей адаптации в школе. Изменение своего статуса, необходимость притирки к новому коллективу, новый режим дня, нагрузки могут являться для ребенка источником стресса, который и ослабляет иммунитет и провоцирует обострения.

Блок III. В этом блоке мы хотели отразить сложности, которые связаны с готовностью, в первую очередь, психологической, детей к школе.
Некоторые родители стремятся пораньше отдать детей в школу. Причем «пораньше» относится не только к паспортному, но и к психологическому возрасту. Дело в том, что не всегда паспортный возраст ребенка соответствует возрасту психологическому: бывает, ребенок зрел не по годам. А бывает и так, что своими интересами, эмоциями, да и поведением в целом он больше похож на шестилетку или ребенка пяти лет, но никак не на мальчика или девочку, которому (которой) скоро в школу. Некоторые родители замечают, что ребенок может выучить стишок или запомнить новую букву только тогда, когда захочет. Или по-другому: он помнит имена всех мультяшных героев, при этом ни в какую не может запомнить названия фигур и что существует буква Р (или П, или Е, или цифра 2, или 4. . .и т.д.). Это очень ценное наблюдение. Дело в том, что такие выборочные «проблемы с памятью» являются признаком волевой незрелости ребенка: он запоминает то, что ему хочется, а не то, что нужно. Но ведь в школе будет мало того, что хочется…

Если вы, дорогие родители, обнаружили у вашего ребенка какие-либо из этих трудностей, не затягивайте. Не старайтесь утешать себя мыслью, что ребенок привыкнет, что эти проблемы сами по себе уйдут. Может случится обратное: ситуация будет усугубляться, отставание по программе нарастать, отношения с одноклассниками обостряться. В первую очередь мы предлагаем вам побеседовать с учителем. Выяснить, какие, как ему кажется, имеются трудности у вашего ребенка, обсудить возможные пути решения проблемы.

Но следует помнить, что в основе трудностей, указанных в блоке I и блоке III, могут лежать проблемы со здоровьем. В этом случае мы рекомендуем вам посетить врачей – педиатра и невропатолога.
Если вы в большей степени отмечаете проблемы блока II, то здесь вам поможет консультация психолога. Беседа с психологом поможет понять причину трудностей и выбрать адекватные способы изменения сложившейся ситуации.

Но нужно сказать еще вот о чем. Иногда родители настораживает адаптация ребенка в школе: им кажется, что он отстает от сверстников, учиться ему сложнее, чем другим, или отношения с одноклассниками не складываются. В то же время учитель никаких проблем не замечает. Если обнаруживается такое несоответствие, предлагаем родителям задуматься. Может быть, причина том, что мама или папа в свое время пережили негативный опыт, связанный со школой? Собственные детские воспоминания иногда вызывают тревогу, которая бессознательно переносится на детей. Или другая ситуация. Родители хорошо учились в школе, были успешны по всем предметам, но вдруг обнаруживают, что малыш другой, не такой, как они. И в том, и в другом случае родители накладывают собственное представление о том, как должно быть: если им было трудно в школе, то и ребенок должен столкнуться с такими же трудностями; или если они учились хорошо, то и ребенок должен быть успешен. В результате первоклашка загружен родительскими проекциями, что уже в реальности может негативно сказывается на его адаптации в школе.

Если вы обнаруживаете, что находитесь в подобной ситуации, стоит обратиться за помощью к специалисту. Вам может помочь участие в родительской группе. Ценность именно групповой работы заключается в том, что здесь вы можете услышать мнения других людей, получить поддержку, понять, что вы не одиноки, что и другие переживают похожую ситуацию. И уже этого достаточно, для того чтобы по-новому взглянуть на ситуацию и наметить пути решения.

Обратиться за помощью вы можете по телефонам:
Пономаренко Ирина Владимировна (психолог городского детского психоневрологического диспансера, медицинский психолог, специалист в области семейных отношений) 267-63-54; 8-923-240-3719
Брост Екатерина Павловна (преподаватель кафедры клинической психологии НГМУ, клинический психолог) 294-56-18

0

2

Период адаптации первоклассников в школе может длиться до двух месяцев, считают специалисты

Психологи называют первый месяц школьного учебного года периодом социально-психологической адаптации. Этот этап для первоклашек может продолжаться до полутора-двух месяцев. Однако и в пятом классе после летнего отдыха ребенок адаптируется месяц - полтора. Об этом сообщила директор Института возрастной физиологии Российской Академии образования /РАО/ Марьяна Безруких на прошедшей сегодня пресс-конференции.

Она пояснила, что адаптация – это снижение работоспособности, повышенная утомляемость и более высокая эмоциональная и психологическая нагрузка. «В этот период родители должны относиться к детям более щадяще, не стоит ждать от него особых успехов сразу после учебы. Кроме того, в первые полтора месяца не нужно нагружать ребенка дополнительными занятиями», - подчеркнула Марьяна Безруких.

По ее словам, повышение квалификации педагогов может предупредить проблему адаптации детей в школе. «Современный педагог должен знать физиологические и психологические особенности ребенка. Нам необходимо менять систему образования. Не менее важно в этом вопросе и образование родителей, которые очень часто предъявляют ребенку очень жесткие требования. При этом, как правило, требования родителей – это удовлетворение собственных неудовлетворенных амбиций», - рассказала Безруких.

Специалист по возрастной физиологии высказалась против сокращения школьных летних каникул. «Те знания, которые дети забывают за лето, у них быстро восстанавливаются. Кроме того, летние каникулы – это время неполного отдыха ребенка. Наша система образования устроена так, что дети получают довольно большое домашнее задание на лето», - отметила она.

Марьяна Безруких также отрицательно высказалась относительно вопроса раздельного обучения. «Согласно проводимым исследованиям, в развитии мозга мальчиков и девочек нет существенного различия. Кроме того, дети должны учиться общаться с противоположным полом», - высказала мнение специалист.

Она также считает, что обучение детей-инвалидов в спецшколы закрывает для них в дальнейшем социализацию в обществе. «Разделяя детей, мы навешаем на них клеймо. Интеграция детей-инвалидов, особенно с физическими недостатками или последствиями ДЦП, то есть когда ребенку не требуется спецпринадлежности для учебы, поможет им не чувствовать себя ущербными. При этом обычные дети будут учиться щадяще относиться к более слабому. Конечно, для развития процесса интеграции необходимо готовить педагогов, родителей, психологов и дефектологов. Необходимо отметить, что работа в этой области уже началась», - сказала директор Института возрастной физиологии.

Источник: АМИ-ТАСС

0