Детям интересно все, начиная  с вопросов о том, как  устроен кипятильник и заканчивая такими вопросами,  как: “Почему, если Земля круглая, мы с нее не падаем?”. Что дает возможность ребенку разобраться в этих бесконечных “Почему?”? Конечно, это мышление. Именно оно позволяет анализировать, находить логические связи, обрабатывать информацию, которую дают органы чувств.

Детское мышление постоянно развивается и в своем развитии проходит определенные этапы:

1. 3-5 лет – наглядно-действенное (практическое мышление). Ребенок, не понимая, как устроен тот или иной предмет, самостоятельно пытается в этом разобраться. Он вертит его, нажимает на все кнопки, пытается открыть. Если не получается, обращается за помощью к взрослым или теряет к нему интерес. Практическое мышление не исчезает со временем, взрослые тоже пользуются им, но реже. Не имея возможности решить проблему логически, они пытаются решить ее методом “проб и ошибок”. Для того чтобы развивать наглядно-действенное мышление, предлагайте ребенку складывать пазлы, собирать конструктор, и различные головоломки.

2. 4-7 лет – от практического мышления дети переходят к наглядно-образному, то есть оперируют не конкретными предметами, а их образами. Это становится возможным благодаря тому, что при решении задачи, дети учитывают не все свойства предмета, а только те, которые важны в данном случае – возникает схематический образ предмета, его модель. Примером наглядно-образного мышления у детей, может служить рисование. Срисовывая предмет, дети учитывают только какие-то основные его черты, не индивидуализируя его. Например, рисунок дома – это изображение крыши, стен, без деталей интерьера. Чтобы развивать данный вид мышления, играйте с детьми в игры, где требуется найти предмет, по схеме или карте. Развитию образного мышления у детей также способствует рисование, лепка, конструирование.

3. Словесно-логическое мышление начинает зарождаться в позднем дошкольном возрасте и развивается по мере взросления ребенка. Это мышление характеризуется тем, что ребенок от конкретных образов, связанных со словом, переходит к более общим. Например, 4-х летний ребенок, на вопрос: “Что такое собака”, может ответить: “Я знаю, что такое собака, это Тузик, который живет у нас во дворе”, а 6-ти летний: “Собака – это домашнее животное, которое может охранять дом”.

Чтобы отдельные слова, в представление ребенка превратились в более общие понятия, взрослые должны заниматься с детьми, вводя в их представление более объективные символы, такие как “мера”, “число”, “время” и так далее. Но не стоит стараться, как можно раньше приучать ребенка мыслить только логически. Без формирования прочного “фундамента” из образного мышления, это может привести к тому, что ребенок будет мыслить формально, без творческого подхода.

Примеры упражнений на развитие различных видов мышления:

1.”Деление на группы”. Взрослый называет слова, которые можно отнести к различным группам. Например: ” Акула, лев, кошка, щука, слон, карась”, ребенок должен назвать отдельно группу животных, отдельно группу рыб.

2. Решение логических задач. Например, такой: “Две девочки, Катя и Оля, рисуют. Одна рисует домик, а другая замок. Оля рисует замок. Что рисует Катя?”. Это один из самых простых вариантов, в дальнейшем задания могут усложняться

3. Игры в “Холодно – горячо”. Взрослый прячет предмет, ребенок должен задавать вопросы так, чтобы сократить территорию поиска.

4. Игра “Спрятанный предмет”. Взрослый прячет или загадывает предмет. А ребенок должен угадать его, с помощью наводящих вопросов. Начиная от более общих и переходя к более конкретным.

5. Игра “Кто кем был?”. Примеры: кошка была котенком, петух – цыпленком, возможен и обратный вариант “Кто кем будет?”.

6. Разгадывание загадок. Важно, чтобы ребенок не просто предложил свой ответ, но и обосновал его.

Важно развивать такие мыслительные процессы, как синтез информации, сравнение, классификация, обобщение, анализ. Вот несколько упражнений, которые могут вам помочь в этом:

·         для развития способности к обобщению. Взрослый называет несколько предметов, а ребенок должен назвать их одним словом. Например: “Роза, лилия, ромашка, что это?”.

·         для развития способности к классификации можно поиграть с ребенком в игру ”Съедобное – несъедобное”.

·         для развития способности к анализу подойдет такое упражнение. Взрослый описывает различные свойства предмета, но не называет его, ребенок должен понять о каком предмете идет речь и назвать его.

·         для развития способности к сравнению предметов или явлений, ребенку предлагают назвать, чем похожи два предмета и чем отличаются.

Мышление – отличительная черта  Homo sapiens. Развивая различные виды мышления – образное, логическое, творческое, музыкальное и пр. – вы помогаете ребенку  увидеть и познать мир во всем его разнообразии. Отличное лекарство от скуки  и однообразия со пожизненным сроком действия, верно?

источник; http://www.doktorpapa.ru/blog/375