МФ,общение и полезная информация для всей семьи

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



адаптации к детскому саду>>

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Если осенью в детский сад... Советы психолога по адаптации к детскому садуБольшинство родителей считает, что подготовить ребенка к школе необходимо. Но мало кто  задумывается о том, что готовность к детскому саду не менее важна. На мой взгляд, ошибочно мнение, что решить многие проблемы, связанные с поведением и общением ребенка со сверстниками, можно, отведя малыша в детский сад. Это мнение сродни утверждению: "бросьте на глубину не умеющего плавать - научится".

На самом деле, может, и выплывет, но воспоминания о пережитом кошмаре останутся с ним на всю жизнь. Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.

В последние годы получило распространение странное для меня мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет - якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Ну, что здесь сказать: как правило, ясельные дети - это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.

Поэтому сразу хочу отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же хочу сказать, что рождение второго ребенка - это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой. Налаженный с детства контакт между детьми - это хороший фундамент для их будущих взаимоотношений.

Если ваше решение отвести ребенка в детский сад находится в стадии обсуждения, имейте в виду, что детский сад не является той обязательной ступенью в развитии ребенка, через которую должен пройти каждый. Скорее это вынужденная необходимость, продиктованная обстоятельствами. Самостоятельность и умение общаться со сверстниками не хуже развиваются и при домашнем воспитании (если родители серьезно и вдумчиво относятся к этим вопросам), а уж об общей эрудиции, интеллектуальном развитии, психологическом комфорте и говорить не приходится.

Но если вы на семейном совете решили, что малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию. То, о чем пойдет речь далее, важно для всех родителей, но для вас - особенно, потому что вы ограничены временем.

Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: в слова с самим собой, вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов - время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.

Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с "дежурной" мамой.

Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.  .

Автор статьи:

Екатерина Лошинская, психолог

0

2

     Адаптация ребенка в детском саду

       То, как пройдут детсадовские годы вашего малыша, во многом будет зависеть от родителей. Если вы постарались определить малыша в дошкольное заведение, «доброжелательное к ребенку» и отвечающее  вашим требованиям к обучению – шансы на то, что ребенок будет ходить в сад с радостью, возрастают. Если вы уделили внимание подготовке к детскому саду: наладили режим, создали у малыша позитивное впечатление о предстоящем событии и о том, что интересного и нового ждет его в саду, приучили малыша к временным разлукам, научили самообслуживанию и навыкам общения со сверстниками  – успех еще более вероятен.
Итак, впереди – 1 сентября, начало новой «взрослой» жизни, и вам с малышом предстоит пройти еще один важный, определяющий дальнейшей этап – адаптацию к детскому саду.


                                                   

                                                                        Перед садом

      Начать стоит.. с себя. Ваш настрой, отношение к посещению детского учреждения  будут очень важны в процессе адаптации ребенка к детскому саду. Когда сад воспринимается как место новых возможностей, а не вынужденной «ссылки», то  и порой неизбежные первое время слезы, переживаются легче  - и мамой, и ребенком. Уверенность в том, что все будет хорошо, и вы действуете правильно, передается малышу и облегчает процесс адаптации к детскому саду.
       Однако, это не означает, что на негативную реакцию ребенка по отношению  к саду нужно игнорировать. Если  малыш плачет при расставании,  ни в коем случае не раздражайтесь, не ругайтесь,  не подкупайте  малыша конфетами или игрушками, а по дороге в сад не зацикливайтесь на просьбах не плакать, а заинтересовывайте  малыша разговорами, сказками. Покажите,  что вы понимаете, что ему, наверное, горько и одиноко, но это пройдет, и он привыкнет. Объясните, что всем малышам поначалу бывает немного грустно, и ваш малыш не один такой. Расскажите, зачем ему нужно ходить в детский сад, что интересного с ним сегодня произойдет. Объясните, что маме нужно идти на работу, зарабатывать  денежки, которые нужны, чтобы покупать ему игрушки, книжки, одежду и т.д.  Подарите малышу  часики и объясните, что когда стрелочка подойдет к этой циферке, вы за ним придете.
Вполне возможно, что слезы ребенка вызывают и ваши сильнейшие переживания – тогда  первое время малышу будет лучше ходить в сад с  кем-то из близких, кто более спокоен и уверен, и кто сможет внушить аналогичные чувства малышу.

                                                                В детском саду

       Очень хорошо, если приучение к детскому саду будет плавным. Первые две недели лучше водить малыша в сад на минимальное время, пару часов и шаг за шагом, постепенно, прибавлять по часу пребывания в группе. Это касается даже тех малышей, кто с первого дня легко остается в группе и просится туда. Шумная, непривычная  атмосфера  может утомить малыша,  и  через некоторое время он откажется ходить в садик. Если есть возможность, первое время устраивайте выходные среди недели. Находиться с малышом в группе или нет – зависит от мнения мамы и педагогического состава сада.  В  некоторых садиках присутствие родителей в группе  - нормально и естественно на момент адаптации ребенка к детском саду, но подавляющее большинство, особенно государственных  придерживается мнения, что нахождение мамы в группе дает ребенку ложную надежду, что так будет всегда и мешает ему привыкать к самостоятельности.
Если ваш ребенок обладает повышенной эмоциональной чувствительностью, нервной возбудимостью и очень привязан к маме, ему будет несколько тяжелей, чем другим, привыкнуть к саду. Именно такие дети  из-за излишней ранимости могут принять на себя роль аутсайдера. Ваша задача – воспитать в ребенке уверенность в себе, научиться защищаться и отстаивать свои права. Таким малышам особенно важен добрый и мудрый воспитатель. В любом случае, родителям детей с особенностями необходимо поговорить с воспитателем заранее.  Попросите о более внимательном и терпеливом отношении к нему, расскажите об особенностях малыша,  о том, чего он категорически не приемлет. Не стесняйтесь подобного разговора – ведь вы не просите какого-то особого, «неуставного» внимания к вашему ребенку, а, наоборот, облегчаете воспитателю процесс знакомства с детьми и установления  с ними контакта.
Родителям вообще очень важно наладить личный контакт с воспитателем!  При более теплых, чем официальные, отношениях  легче просить о чем-то  «неположенном» - приводить малыша не каждый день, не заставлять есть или спать и т.д. Причем под налаживанием контакта не обязательно понимать дорогие подарки - иногда гораздо действеннее физическая помощь в группе, участие в детсадовских событиях, работа в родительском комитете и т.д.
                                                         

                                                                 Вечером дома

      После  рабочего или просто заполненного хлопотами дня взрослым хочется отдохнуть и не думать ни о чем. Однако для малыша встреча с вами после целого дня без вас – это событие! Малыш сейчас так нуждается в вашем внимании, тепле, ласке. Будьте внимательным, участливым, не критикующим, а принимающим слушателем, и малыш уже по дороге домой раскроет вам все свои секреты, поведает все свои горести и радости, все тонкости отношений с одногруппниками и воспитателям.  Это общение очень важно для родителей  как  способ понять, как ваш малыш переживает перемены. Дома, вечером, хотя бы час посвящайте малышу – просто будьте с ним и, по возможности, делайте то, что он предложит. Впрочем, если домашних дел невпроворот, лучше сделать их совместно с ребенком, чем посадить его за мультики:  и еду приготовите, и  по душам поговорите.
Еще один хороший способ понять, что происходит с малышом в саду  - периодически играть с ним в садик.  Возьмите несколько кукол или зверей и попросите малыша выбрать роль: его самого, нянечки, друга по группе. Всмотритесь, как ведет себя малыш в той или иной роли, что говорит. Ругает ли его воспитательница или ласкова? Сидит ли мишка – прообраз ребенка один в уголке или играет вместе со всеми? Плачет или смеется? Именно в игре вам будет легко получить объективную информацию о том, что происходит с ребенком в саду – ведь он будет воспроизводить реальные события. Такие игры зачастую  единственный способ узнать что-либо – далеко не все дети могут и хотят  поделиться и даже отследить свои чувства. Если ваш малыш из таких молчунов, попробуйте давать ему с собой игрушку, а вечером расспрашивайте, что игрушка делала в садике, хорошо ли ей было и т.д. (Естественно, что на игрушку ребенок спроецирует себя).
Не забудьте, ваш дома, пространство рядом с вами – это место, где малыш может и должен получить то, чего ему не хватало в детском саду -  индивидуальное внимание, удовлетворить свои личные потребности, возможность жить в своем ритме, быть самим собой: бегать без остановки или, наоборот, поваляться на ковре, катая машинки без определенной цели. Кстати, она не определена для вас, а дети во время таких занятий отдыхают и ощущают себя в безопасности.
      Многие родители начинающих детсадовцев  жалуются на повышенную агрессивность, капризность или регресс навыков  и умений малыша. И то, и другое является нормальным явлением, сопутствующим адаптации к детскому саду и при правильной реакции постепенно проходит. Ругать за агрессию нельзя – это только повысит ее количество. Старайтесь быть спокойными, терпеливыми и больше объяснять, нежели наказывать.
Атмосфера в доме в период адаптации к детскому саду должна быть  максимально спокойной, комфортной, ход событий, режим должны быть обычными, привычными для ребенка. Все обсуждения проблем, конфликты должны происходить не при малыше. В свободное от сада время, особенно вечером, постарайтесь создать малышу возможность расслабиться- гуляйте в тихом месте, читайте добрые сказки, рисуйте, лепите, послушайте спокойную музыку, а перед сном добавьте в ванну немного успокаивающих трав при необходимости. Так вы поддержите нервную систему малыша в момент повышенной нагрузки и поможете малышу пережить процесс адаптации к детскому саду максимально легко.

0

3

про игру в детский садик очень хорошая идея. возьму на вооружение)))

0